Как правильно водить машину по горному серпантину
Вождение в горах сильно отличается по своей специфике от езды по обычной трассе. Сказываются многочисленные повороты, спуски и подъемы, а также прочие факторы. Но ведь это так интересно!
Например, в Крыму можно подняться на машине на одну из самых знаменитых гор полуострова — Ай-Петри, откуда открывается потрясающий вид на море и Большую Ялту. На общественном транспорте имеется возможность добраться только до водопада Учан-Су, а все самое интересное находится выше — Большой каньон Крыма, пещеры, вершина со станцией канатной дороги, кафе и прочими радостями, советский комплекс радарных станций на соседней горе. Также поблизости есть горнолыжная база. Чтобы добраться до этих достопримечательностей, необходимо проехать по извилистой горной дороге с резкими поворотами местами под 180 градусов. Поэтому необходимо знать основы вождения по серпантину. Правила и рекомендации из этой статьи, конечно, применимы к абсолютно любой горной дороге.
Чувствуйте габариты своего автомобиля
Пожалуй, это именно то, с чего необходимо начать разговор о вождении автомобиля по серпантину. В основном горные дороги довольно узкие, иногда две машины могут разъехаться практически впритирку или не могут вовсе. Дорожная разметка — в данном случае слишком большая роскошь. Поэтому умение чувствовать габариты транспортного средства становится ключевым, чтобы не поцарапать свою машину и не задеть чужую в довольно некомфортном маленьком пространстве.
Внимание на максимум
Вождение в горах — настоящее испытание на прочность, оно сильно выматывает. Важно ни на секунду не отвлекаться от дороги, на которой часто встречаются ямы, камни и прочие препятствия. Зачастую состояние полотна горных дорог слишком далеко от идеала. Например, дорога на Ай-Петри асфальтированная, но очень старая и местами сильно разбитая. А ведь большинство горных дорог и вовсе не имеют покрытия.
Контролируйте машину на каждом метре пути
В статье об экономичном вождении мы упоминали такой метод, как езда накатом. Во время движения по горному серпантину необходимо напрочь забыть о его существовании. Даже если вы видите плавный и на первый взгляд безопасный участок пути, ехать на нейтральной передаче категорически нельзя из-за риска не успеть вовремя сориентироваться или потерять контроль над машиной.
Приготовьтесь к бесконечным поворотам и ухудшению самочувствия
Еще один фактор повышенного внимания — поворот за поворотом. Обычно выезжая после серпантина на плато ощущается огромное облегчение. Нужно следить за тем, чтобы аккуратно входить в повороты, но ситуация усугубляется ограниченной видимостью и постепенным ухудшением самочувствия. Это связано с набором высоты.
Поднимайтесь и спускайтесь на пониженной передаче
Включите вторую или третью передачу (в зависимости от особенностей вашего автомобиля) и двигайтесь на ней. Вторую, как правило, целесообразнее выбирать в том случае, когда подъем и резкий поворот «идут в комплекте».
На резких поворотах принято сигналить
Это не самое универсальное правило, однако о нем стоит упомянуть. Нередко можно услышать звуки приближающейся «сигналки». Так часто делают водители на горных дорогах с очень резкими поворотами, чтобы предупредить встречные автомобили.
Тормозите двигателем
Постоянное жатие по тормозам в условиях затяжного спуска может привести к их перегреванию и выходу из строя. Поэтому не используйте тормоза, спускаясь с горы! Это чревато потерей контроля над автомобилем или в более оптимистичном варианте — заносом. Используйте преимущественно торможение двигателем.
Не торопитесь, успеете!
Чаще всего ехать по серпантину слишком быстро не получается ни у кого. Если вам кажется, что впереди тащится какой-то «олень», не спешите его обгонять. Во-первых, обгон на горной дороге — сама по себе затея с повышенным риском. Во-вторых, через пару поворотов вы можете догнать следующую машину.
Совет водителям авто с автоматической коробкой передач
О том, как ехать по серпантину на автомате правильно, знают далеко не все водители. А ведь это крайне важно. Автоматическая трансмиссия предусматривает ручную установку ограничения на количество ступеней. Для этого переключите селектор на «двойку» или «тройку» (D2/D3).
Таким образом, главное — соблюдать осторожность и не переоценивать себя. Этого вполне достаточно, чтобы вам покорилась практически любая гора!