Аятские Южные палатки
Наш выбор пал на загадочное белое пятно в окр. ст. Аять нами ещё неисследованное в районе ск. Танк. Мест для проведения разного рода ПВД там оказалось много и не только благодаря своим скальным останцам которые были привлекательны но и с точки зрения для фото и видео съёмок.
В лесу продольно чередуясь, расположились скальные гряды, протянувшиеся с запада на восток, образовав плотный скальный городок. Здесь же находятся две главенствующие вершины одна меньшая на юге и большая на севере с развалами скальных выходов и отверстиями.
Пожалуй, это был самый тяжёлый зимний ПВД в этом году, в крайнем случае, в начале апреля. За весь год судить не берусь, время покажет, где и когда хлебнуть лиха. Снег, который подтаял в конце февраля, приморозило до образования корки. То, что его присыпало сверху новым снежком, добавило ещё 5 см, но это было не так страшно как если бы ходить вообще по таким сугробам.
Местами можно было сделать несколько шагов, да и то с опаской, что корка провалится. Глубина снега достигала в среднем 50-70 см, и ходить по нему было не просто. Ноги не выходили из проломленных лунок, как если бы это был рыхлый снег, а постоянно цеплялись за ледяные края. Вытаскивая ноги из обледенелых пробитых лунок, набил под коленями жуткие шишки, которые дома распухли и окрасились в синюшный цвет преходящий в нечто тёмного окраса. Хорошо, что мои штанишки были пошиты из крепкого бордового оксфорда как раз для таких походулек и не порвались об острые ледяные края. Вообще же те, кто ходит в тёмной одежде рискует стать «чёрной вдовой» на фотоснимках и видео. И вместо радости запечатлённости себя любимых приходит скука и уныние. Одеваться надо в яркие цветные тона, чтобы и настроение было к ПВД, и горе-охотник случайно не подстрелил.
От ст. Аять до железнодорожного переезда идти недалеко его пересекает автомобильная дорога, разделяя посёлок на две части. Мы идём на юг за посёлок. Ну и повертелись же мы, на ледовой дороге рискуя переломать себе ноги. И как тут ходят жители, непонятно, это какие же ноги надо иметь! Видели несколько человек так скорость у них ниже самой медлительной черепахи. Каждый шаг выверен и постоянно в воздухе витает тревожная мысль.
- Больнички рядом нет, никто сломанные конечности собирать не будет.
От переезда начинается улица Комсомольская, у кладбища она переходит в Заречную, и только на самой окраине из Заречной выделяется улица Химиков. Первый свороток от дороги направо ведёт к коллективным садам "Дружба УПО Вектор", "Калининец - 17". Второй свороток направо ведёт к развилке 2-х дорог: направо к саду "Комета" и "Лесное", налево в сторону речки Кырман и Кырманским скалам. Нам надо двигаться прямо никуда не сворачивая на юг минуя последний свороток вправо сторону скал Три Брата.
Определившись с районом поиска по карте и компасу, мы выбрали нужное нам направление и, ориентируясь на партизанские тропы, двинулись в предполагаемое скопление скальных масс. Сначала сделали по карте компасу привязку к дороге, чтобы понимать, куда выходить, в случае если нам леший хвоста накрутит.
Метров через 800 слева от дороги справа среди леса виднеется первая, встреченная нами скала до 5-6 метров с вытянутой грядой на которой находятся скальные выходы. Идём дальше, слева начинают попадаться скальные выходы придорожной гряды, в конце которой мы обнаруживаем приличной высоты огромные валуны. За грядой следует вторая и третья с внушительной скальной стеной. Эти скалы и называются Южными Аятскими палатками. В средней гряде есть скала с двумя отверстиями, сквозь которые можно свободно пролезть. Точного названия у этой скалы нет. В принципе если даже не знать истинное название, то внутри групп всегда существуют свои названия. Но для чего нужны такие новоделы, от которых только один вред и путаница.
По скальным развалинам ходить опасно под снегом много скрытных ям и провалов. Упал, сломал кость, открытый перелом и застрял, потерял литры крови, а если не очнулся во время, гипс не поможет. Так и мы падали во время съёмок фильма. Стоишь, готовишься принять героическую позу для фото, и тут снег начинает под ногами разрушаться, и летишь очертя голову в расщелину. Я раз так удачно улетел вниз, что застрял между огромным валуном и берёзой да ещё ногами вверх. Дрыгался, вертелся как таракан на сковородке, пока не освободился и от тубы с видеокамерой и от рюкзака. Жаль, такие кадры пропали. Повторить такое как-то знаете, не хочется. И хорошо, что так удачно спикировал, что надетый корсет выдержал удар на спину пришёлся не такой сильный, спружинил. А вообще там опасно ползать при такой травме позвоночника как у меня. Но и сидеть дома и заживо чахнуть не выход. Нужно двигаться.
Найденные нами новые скалы, конечно же, посещаются туристами не мы одни такие партизаны. Но эти были гораздо интереснее тех, что мы видели в прошлый раз.
Массивные глыбы и матрацевидные плиты, скальные стены высотой до 6 метров и скальные гряды с причудливыми выветрелостями дополняли собой неповторимый вид нового Скального городка.
В одном скальном образовании были обнаружены большие отверстия, через которые можно свободно пролезть на другую сторону не рискуя сорваться вниз. Мы с Володей сами себе режиссёры и у нас свои взгляды как надо делать кино. У меня свой подход, у него свой. Но я в отличие от друга стараюсь внести в фильм больше импровизаций, для удобства последующего монтажа ведь всегда материала мало с чем приходится работать. Но Володя не работает над монтажом – нет компа. Всё думает, нужен он или нет. А как фильмы-то делать? Вот и получается, не умея делать монтаж не понять, как нужно снимать кино. Каждый следующий шаг должен быть просчитан далеко вперёд, чтобы не получилось спонтанного кино – а бы как снять, а дальше трава не расти.
Скальное каскадёрство или вернее сказать шкуродёрство обернулось для меня порванными штанами. Где зацепился и сам не знаю, просто ткань возле кармана расползлась продольно вниз на 20 см. Зато возвращался как герой.
Володя поначалу отказался наотрез, что-либо исполнять, трусил, юлил, хотел сбежать... Но когда партия сказала.
- Надо!
Он не смог отказаться.
Ещё бы так можно и рюкзак как партбилет на стол положить!
И Володя сделал! Он прыгнул со скалы в снег. Летел он долго секунды полторы, но за это время перед его глазами промелькнула вся жизнь…
Получилось всё достаточно убедительно, он и сам был доволен. Только он мало слушал режиссёра, и все движения в картинках получились не синхронизированным.
Если опер говорит.
- Стоп!
Нужно остановиться, как остановили, не топчась на месте, не меняя позы, не разводя руки и ноги в другие положения. Не поворачивать голову и тем более не гримасничать. Монтировать такое безобразие очень тяжело, приходится часть кадров просто удалять во благо всему фильму. А кадры эти были бы весьма кстати для полной синхронности движений, переходя в следующий кадр, когда опер меняет место съёмки чтобы снять актёра с другого ракурса. Чтобы было как в художественных фильмах. Там актёрам платят деньги за съёмку и множество дублей, в любительском кино никто ни кому ничего не платит, всё на голом энтузиазме. Но в любительском кино, как и в профессиональном актёры порой капризничают, могут даже иной раз и послать излишне настойчивого режиссёра.
Звучит команда.
- Пошёл!
И актёр после остановки в первоначальном кадре делает технологическую 4-5 секундную паузу и начинает работать синхронно, но уже когда съёмка ведётся с другого ракурса.
- Снято!
Актёр и режиссёр облегчённо вздыхают. Получилось. Настоящей профессиональной режиссуре учат годами в институтах. Режиссёр должен уметь всё и свет поставить и со звуком работать. Монтировать, выбирать натуру, подбирать реквизит. Работать каскадёром, ставить сцены, словом снять свой дебютный фильм для диплома. Многогранная профессия, а тут сам себе режиссёр! Снимаешь кино пусть, абы какое но своё и никто за тебя его делать не будет, а результат может статься нулевым. И тот, кто нахваливает себя в любительском кино либо дурак, либо гениальный дурак!
Но когда всё смонтировано, положена музыка, титры и фильм выложен на всеобщее обозрение, вот тогда к актёрам приходит слава, почёт и уважение.
Режиссёр же лежит в больнице под капельницей и лечит износившиеся нервы. Таблетки, инвалидность, ранняя пенсия... но это шутливая лирика.
Зима не лето где зелень и разные оттенки. Съёмка зимой привлекательна только при ясной солнечной погоде, а когда небо затянуто облаками, да ещё и снегу выше колена вообще наступает тоска. Темно, всё серо и не красиво за каждой ёлкой жуткие тени. Под скалами зияют чёрные пещерные пасти готовые проглотить неосторожного поисковика-разведчика.
Съёмка со штатива невозможна, можно сломать ножки и вообще снимать видеоматериал в глубоком снегу морока. И тогда лучше снимать кино на руках, чтобы в летней экспедиции уже хорошо ориентироваться на месте и знать ракурс наиболее удобной съёмки. Но летом не попросишь товарища прыгнуть вниз со скалы – убиться, же можно! А зимой он с радостью каскадёра сам прыгает без подталкивания. Знает, что искусство требует некоторых жертв, но немного и в щадящем режиме.
Чёрные вороны дополняют собой мрачную картину этого тёмного нерадостного места. Изредка пискнет смелая пичуга и тут же замолчит. Мрачные скальные образования блочными мегалитами застыли в ожидании возвращения своих зодчих. Башни, блиндажи, колонны, блоки, плиты, скальные обрывы, зияющие проломы в скалах не весь перечень всего скального нагромождения.
Для такого времени года, когда в лесу снег тяжёлый и сырой сапоги в самый раз. Бахилы с калошами тут не работают, снег тяжёлый и сырой вода течёт во все доступные ей щели и отверстия. На полчаса такой обуви просто не хватит. До чего уж мои китайские бахилы в резиновых калошах были защищены специальным покрытием, но и они дали течь. У Володи сапоги из вспененного полиуретана. Жутко лёгкие с затягивающимся шнурком то, что надо для хождения по такому сырому снегу.
Мало снять видеоматериал надо ещё думать о том, как это будет выглядеть. Каждый фильм отличается от следующего, и надо стараться уходить от шаблонов. Но некоторые наработанные элементы необходимы и они постоянно применяются.
Самый главный элемент хорошего кино это штатив и Боже упаси никакого селфи с собой любимым, а то получится полный сопливый отстой! Можно с успехом применить ручные механические стедикамы (электронные) и другое оборудование в этом же духе. Так же подойдут летательные игрушки с видеокамерами для полноты съёмок.
«Великая княжна Анастасия Николаевна в возрасте 13 лет была одним из первых подростков, которая смогла сделать свою собственную фотографию с помощью зеркала, чтобы отправить другу в 1914 году. В письме, которое сопровождало фотографию, она писала: «Я сделала эту картину, смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали».
Если уж княжна Анастасия Николаевна говорила об этом, то это о чём-то говорит?!
Думаю, что после прочитанного таких любителей видео селфистрашилок поубавится.
"Гора интересна старинным рудником. Возле горы по лесу течёт река Аять" - нашёл я в одной публикации. Как-то странно написано и без подробностей, где он и что там добывали. Может сам автор не в курсе, раз ничего не пишет. Просто переписал с чужого источника для полноты своего повествования и всё. Что ещё за рудник такой?
Нашёл я раз за Кырманскими скалами среди болота скрытый от посторонних глаз толи прииск, толи рудник, но обнаруженные складированные хрустальные камни переложенными мхами величиной с кирпич были полупрозрачны и с как бы оплавленными краями без сколов. Вот уж было чему удивляться. Обычно кварцы с острыми краями, а тут как леденцы только большие. Может быть, тут копались парни из УКСЭ вот и оставили. Вполне можно предположить, что искали золото. Ямы там были подозрительно продольные, что говорит в пользу последнего. Насколько я знаю, в этом районе есть несколько секретных законсервированных месторождений золота. Возможно, я нашёл одно из таких. Для подтверждения моих слов я был там не один, а с Вольновым Романом так сказать, чтобы было по чесноку. А то скажут, что всё выдумал.
Потом находил там же обвалившиеся ямы с добротными ещё срубами видимо из лиственницы с кварцевыми камнями. Были и накрытые железными листами-щитами шахты, покрытые для маскировки мхами с металлическими лестницами и проводами по стенам, но я не рискнул туда спускаться. Из таких глубоких ям веяло холодом. Тут же были следы медведя, то же геологией интересуется видать. В фильме - HD 15 мин 1 (2) Закудыкины горы Диванный хребет 2018 г. я с товарищем был рядом с тем местом, повторно нашёл гору с обрывом, где были кварцевые камни. Копаться мы тогда там не стали, ушли на станцию. Место там жуткое, мрачное, всё увалено медвежьим дерьмом. Думаю, что у него там своя резиденция.
Мой товарищ Володя предположил, что медведь из ур. Смородиново тот же самый что и здесь. Гуляет, где придётся. В принципе, почему нет, там все грибочки поел потом перешёл как олень на другое пастбище.